Искусство за гранью: картины, которые возмущали современников
В прошлой публикации мы рассказывали про биеннале, темой которой стали иностранцы. Говорят, художники часто ощущают себя иностранцами даже в своей стране. Чем маргинальнее и необычнее авторские картины, тем более громкие скандалы вокруг них разгораются. Сегодня мы расскажем о нескольких картинах, из-за которых было сломано немало копий.
Жоан Миро: война и экскременты
Свое известное произведение Жоан Миро назвал «Мужчина и женщина перед кучей экскрементов». Это кричаще яркая картина маслом не на холсте, а по меди, бесспорно, вызывает сильные эмоции.
Одно только название вызывало гнев у посетителей. Кислотные оттенки, отталкивающие фигуры, черное небо и чувство животного ужаса. Редко, когда картины художников могут так отталкивать. Но именно этого эффекта и добивался автор. Миро в своей работе передал всю грязь и всю боль гражданской войны в Испании. Атмосфера отвращения и страха — какие еще эмоции может вызвать война?!
Сейчас картина — признанный шедевр. Галерея искусств, в которой хранится эта работа, носит имя жены Жоана Миро.
Оранжевый, красный, желтый
Именно так называется картина Марка Ротко. Живописец считал, что главное в любой картине, ее основа — это цвет. Сама картина не только о цвете, в ней переданы эмоции художника. Далеко не все современники принимали подобные работы, однако настоящие ценители искусства не заставили себя ждать. 17 мая 2007 года купить картину захотела Королевская семья из Катара, и цена оказалась рекордной, — почти 73 миллиона долларов. Как иногда бывает при продаже картин, сначала произведение оценили в куда меньшую сумму (45 миллионов долларов), но в ходе торгов цена возросла. Искусствоведы утверждают, что это одна из тех работ, которыми можно полностью насладиться только при живом контакте. Ни один сайт художественной галереи, ни одна фотография не передаст тонких переходов цвета этой картины. Такие произведения лучше видеть в музее или арт галерее.
Билл Стоунхем: одна из самых пугающих картин
Если первая картина из нашего обзора вызывала у современников отвращение, а вторая — недоумение, то третья стала эталоном ужаса в живописи. Картина «Руки противятся ему» была написана в 1972 году и успела за эти полвека обрасти дурной славой. Первым создал суеверия хозяин частной картинной галереи Ким Смит. Он занимался продажей интерьерных картин и был знаменит необычными описаниями своих товаров. Картина находилась не у него, а у анонимных владельцев, которые обратились к эксперту по продаже картин художников, чтобы быстрее избавиться от этого произведения. Про полотно Билла Стоунхема он писал, что картина обладает некими таинственными силами и может повлиять на ее владельца. Смит предупреждал, что пожелавший купить картину художника должен сам нести ответственность за последствия.
Пошли слухи, что с картины по ночам сходят изображенные на ней дети и начинают игры или драки. Владельцы мечтали избавиться от картины маслом. Цена их волновала меньше, чем скорость продажи.
Сам автор многократно говорил, что не видит ничего пугающего в картине. Да он и не вкладывал в свою работу подобного смысла. Однако многие зрители утверждают, что плохо себя чувствуют при взгляде на знаменитую картину.
Эмоции и искусство
Должно ли искусство вызывать только положительные эмоции? Ответ неоднозначный. Если вы хотите купить современную живопись и украсить картиной свой дом, то, конечно, лучше выбирать то, что дарит душевное тепло. Многие современные интерьерные картины создаются с целью вызывать теплые воспоминания и греть душу своим владельцам.
Но если говорить об искусстве в целом, о картинах, где маслом на холсте творец передает свои эмоции и переживания, то, конечно, никаких правил быть не может. Истинный художник всегда свободен в своем творчестве, а настоящие ценители искусства смогут понять даже самый неоднозначный шедевр.